Конспект НОД в подготовительной к школе компенсирующей группе на тему: «Путешествие за сокровищами».
Рабочая тема: «Дифференциация звуков Р-Рь. Буква Р».
Цели НОД:
- уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звуков Р-Рь в речи;
- различение (дифференциация) звуков Р-Рь в слогах, словах и предложениях;
- совершенствование навыков чтения;
- развитие дыхания, мелкой моторики и артикуляционного праксиса.
- развитие фонематического слуха и восприятия, сложных форм звуко-буквенного анализа и синтеза на материале слов со звуками Р-Рь;
- совершенствование внимания, памяти и мышления;
- воспитание навыков речевого общения друг с другом и со взрослыми, развитие речевой активности.
Оборудование:
-
- мольберт с картой путешествия (рисунок № 1);
- картинки с изображением реки, рака, рыбы, моря, реки..
- картинки с изображением овощей и фруктов (со звуками на Р-РЬ);
- коробочка-ларец с шоколадками –«сокровищами»;
- «звуковые линейки» для составления звуко-слоговых схем;
- Пособие «Составь предложение»;
- «светофорчики» для определения твердости и мягкости звука;
- карточки для чтения.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, труд, познание, физическая культура, здоровье.
Ход НОД.
- Организационный момент. Коммуникативная деятельность.
Логопед: Ребята, поздоровайтесь. Сегодня мы с вамибудем различать звуки. А какие – вы узнаете, отгадав мои загадки. Слушайте внимательно.
1) Течет, течет - не вытечет,
Бежит – бежит, не выбежит.
- и широка наша быстрая …. река.
2) Тихо, чтоб никто не слышал
В озере из норки вышел.
Повернулся, а потом
Зашагал вперед хвостом.
- корягой там, где мрак жил в реке драчливый…. рак.
Какой первый звук в слове РАК, РЕКА. Это звуки Р-Рь. Мы сегодня будем учиться их различать.
Логопед: Но, у нас сегодня будет не обычное занятие. Посмотрите, что у меня в руках - конверт. Я его нашла сегодня утром около двери нашей группы. На нём так и написано «Детям из группы № 2». Вам интересно узнать от кого это письмо? Тогда давайте вместе прочитаем. ( трек № 1- минусовка из мультфильма про капитана Врунгеля).
Вам ни кого не напомнила эта музыка? Из какого мультфильма она?
Читаем письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я целый год за вами наблюдал и понял, что вы способны на отважные поступки. Поэтому я хочу попросить вас отправиться в опасное путешествие. Уверен, что вам будет очень интересно, вы справитесь со всеми трудностями и в конце путешествия будете вознаграждены - на таинственном острове я припрятал несметные сокровища! Они будут ваши, если вы выполните все задания! Ваш Капитан Врунгель!
Логопед: Вот это да, сам капитан Врунгель приглашает нас отправиться в путешествие… Готовы пройти все испытания? Тогда в путь! На чём ходил по морям капитан Врунгель? (ответы детей). На чём же мы поплывём?(выслушивает предложения детей и подводит их к решению поплыть на катамаРане… как назвать катамаран-дРужба в этих словах тоже есть звуки [р][рь]). Приглашаю матросов занять свои места на катамаране!
Логопед: В добрый путь! Сначала наш корабль поплывет по реке Гимнастики.
2.Пальчиковая гимнастика. Двигательная деятельность.
Логопед: А в реке живут рыбы. Давайте вспомним, какие рыбы живут в реке и с кем они дружат.
Пальчиковая игра «Жил да был».
Жил да был один налим
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки.
И учили их считать
Раз, два, три, четыре, пять.
- Артикуляционная гимнастика. Двигательная деятельность
Логопед: Молодцы, ребята. Теперь давайте потренируем наши язычки.
Артикуляционная гимнастика на Р:
-
- чашечка
- вкусное варенье
- дятел
- лошадка
- грибок
- Введение в тему. Характеристика звуков. (Кораблик у Протока звуков). Коммуникативная деятельность.
Логопед: Ребята, напомните, какие звуки мы учимся сегодня различать.([р][рь]) Дайте характеристику звукам [р][рь]. Я произнесу предложения,а вы подумайте,какой звук чаще всего в них слышится?
-
- Проворонила ворона вороненка?[р]
- В аквариуме у Харитона три тритона?[рь]
- Шел Егор через бор, видит вырос мухомор?[р]
- Приготовила Лариса для Бориса суп из риса! [рь]
Произношение хоровое, по цепочке, по парам сначала Р, затем Рь.
Логопед:
-
- Как у нас губки, когда мы произносим эти звуки? (в улыбке)
- Как зубы? (на расстоянии)
- Язык (у верхних зубов, чашечкой, дрожит)
- Струя воздуха (теплая, протяжная на Р, короткая на Рь)
( таблица № 1)
Логопед: Ребята, дайте характеристику этих звуков? (Р,Рь)
Найдите сходство и отличие?
(таблица № 2)
А какой буквой обозначаются эти звуки?
Чем отличается звук от буквы.
- Различение звуков Р-Рь на слух. Игровая деятельность.
Логопед: Итак, мы с вами находимся в протоке Звуков и входим уже в море Слов. Чтобы проплыть здесь и не столкнуться с другими кораблями нам надо посигналить, включить сигнальные огни на мачтах. А сигнальными огнями будут наши светофорчики.
Дети работают со светофорчиками (синий-зеленый)
Р, Рь, Ра, Ри, Ре, Ру, якорь, рак, море, корабль, ручей, речка, роза, моряк, рыба, фонарь, ракушка, пузырь, пескарь, радуга. (можно с показом картинки).
- Физкультминутка. (Море перемен). Двигательная деятельность.
Дети, что-то море неспокойно…. Как-бы нам на катамаране не попасть в шторм. Давайте успокоим море. Становитесь, мы поиграем в игру « Море волнуется». Повторяйте за мной слова, старайтесь вслушиваться в них.
-
- Море волнуется раз,
- Море волнуется два,
- Море волнуется три,
- Морская фигура на месте замри.
Дети стоят.
Логопед: Ребята, «отомрет» тот, кто вспомнит, какие слова в игре вы услышали со звуками Р-Рь
На Р: Раз, Морская, Фигура
На Рь: Море, Три, Замри.
- Звуко-буквенный анализ. (Залив рыбаков). Продуктивная деятельность.
Логопед: Ну вот, отдохнули, теперь можем продолжить наше путешествие. Мы в спокойном и тихом заливе Рыбаков.
Игра «Поймай слово»
Логопед
Р – Ы – Б – А
Р – Е – К - А
Какие слова вы поймали? Соберите сначала слово рыба на ваших звуковых линейках. А теперь слово Река.
На доске написаны эти слова. Какая буква делает согласный мягким?
- Чтение. (залив Азбуки). Продуктивная, коммуникативная деятельность.
Логопед: Ребята, впереди у нас залив Азбуки. Мы найдем сокровища только умея читать. Умеем мы читать (чтение слогов, слов и предложений на карточках). А теперь давайте составим схему предложений.
- Различение звуков Р-Рь по картинкам в словах. (кораблик пристает к берегу). Игровая деятельность.
Логопед: А сейчас ребята мы остановимся на берегу Зеленого острова, где растет много цветов, фруктов и овощей. Чтобы продолжить наше путешествие мы должны пополнить наш трюм припасами, давайте соберем овощи и фрукты. Входите на берег… ( трек шум моря, чайки…)
Игра «Собери овощи».
На столе лежат картинки с изображениями овощей и фруктов. Выбрать себе любую картинку, присесть и определить какой звук в названии картинки и определить его позицию.( под музыку).
- Пещера Сокровищ. (скороговорки, чистоговорки). Коммуникативная деятельность.
Логопед: Ребята вот мы и добрались до пещеры с сокровищами.
Но именно здесь, когда мы находимся так близко к сундуку с сокровищами необходимо выполнить последнее самое сложное испытание. (вспомни чистоговорки по мнемотаблицам)
«Скажи скороговорку» со звуками Р-Рь.
Скороговорки: Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Рыбы в проруби – пруд пруди.
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.
Это Рома-забияка снова в реку бросил рака.
У Егора огород, там морковка и горох.
В огороде у Федоры, огурцы и помидоры.
Логопед: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Теперь сундук с сокровищами наш! Открываем! (трек «Песенка капитана Врунгеля).
Логопед раздаёт детям монеты-шоколадки…Хвалит детей.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я целый год за вами наблюдал и понял, что вы способны на отважные поступки. Поэтому приглашаю вас отправиться в опасное путешествие. Уверен, что вам будет очень интересно, вы справитесь со всеми трудностями и в конце путешествия будете вознаграждены - на таинственном острове я припрятал несметные сокровища! Они будут ваши, если вы выполните все задания!
Ваш Капитан Врунгель!
Дорогие ребята!
Я знал, что вы справитесь с самыми трудными заданиями. И не удивительно, ведь вы скоро пойдёте в школу! Уверен, что и там
у вас всё получится!
Успехов вам, дети!
Ваш друг, капитан Врунгель.
|