Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Королев
«Детский сад № 22 «Колокольчик»
Открытое занятие:
«Со звуками играем, красиво рассуждаем.
Звук [Й]»
Учитель-логопед:
Гилёва М.А.
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Со звуками играем, красиво рассуждаем. Звук [Й]».
Цель: знакомство со звуком [Й] и буквой Й.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- дать детям понятие о механизме образования звука Й;
- учить определять позицию звука в словах;
- учить детей правильно задавать вопросы к предметам, признакам предметов и действиям предметов и отвечать на них;
коррекционно-развивающие:
- закрепить навык произношения звука [Й] в слогах, словах, фразах;
- развивать общую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- расширять словарь.
Оборудование: предметные картинки, в названии которых присутствует звук [Й], наборы с буквами и цветными квадратами, схемы слова, карандаши, тетради.
Ход занятия
- Орг. момент. «Мимическая зарядка».
(с использованием разрезных картинок "Эмоции")
2. Развитие артикуляционной моторики. «Сказка о язычке».
Жил-был язычок (дети показывают язычок)
Однажды он проснулся, выглянул в окно:
Посмотрел налево-направо, вверх-вниз (дети выполняют движения
язычками)
Погода была хорошая, и он решил погулять.
Сел он на лошадку и поехал (дети выполняют упражнение «Лошадка»),
Покатался немного и поехал к дому: «тпру-у-у», остановился.
- Повторение пройденного.
Логопед задает вопрос:
- Ребята, скажите, какие мы с вами знаем звуки, при произнесении которых участвует задняя часть языка? ([К],[К,],[Г],[Г,],[Х],[Х,])
- А какие мы знаем звуки, при произнесении которых участвует передняя часть языка? ([С],[С,],[З],[З,])
- Молодцы!
4. Знакомство со звуком [Й]. Артикуляция звука.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со звуком, при произнесении которого участвует средняя часть языка. Давайте возьмем зеркала и произнесем звук [Й].
Дети совместно с логопедом анализируют произношение звука. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты. Кончик языка опущен за нижние зубы, а спинка языка поднимается к твердому небу. Сильная воздушная струя разрывает эту преграду. Голос работает.
5. Характеристика звука [Й]
Дети работают по схеме и самостоятельно определяют, что звук [Й] – согласный (так как его нельзя петь, тянуть, и во рту есть преграда), звонкий (подносят тыльную сторону ладони к горлу). Логопед объясняет детям, что звук [Й] всегда мягкий. На звуковой схеме звук [Й] обозначаем зеленым цветом.
6. Дидактическая игра «Светофор».
Дети поднимают зеленую карточку, услышав слово со звуком [Й]:
май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай, автобус,
змей, машина, самолет, попугай, гвоздика, Незнайка, балалайка,
пузырек, кофейник.
7. Работа со схемами слова и предметными картинками.
Логопед показывает предметную картинку, дети определяют
местонахождение звука [Й] в начале, конце, середине слова.
8. Физкультминутка. Игра с мячом.
Дети с логопедом встают в круг. Логопед передает мяч рядом стоящему ребенку (далее мяч передается по кругу) и задает вопрос: кто? (или что?). Ребенок придумывает предмет, отвечающий на этот вопрос, и передает мяч следующему. Тот задает вопрос: какой? (какая?, какое?, какие?). Следующий ребенок придумывает признак предмета. Затем другой ребенок задает вопрос: что делает? (что делают?) и передает мяч следующему, тот, в свою очередь, придумывает действие. Затем очередной ребенок повторяет всю получившуюся фразу целиком и передает мяч дальше. Так игра продолжается. Число кругов определяется количеством детей (2-3 круга).
Пример:
- Кто?
- Собака.
- Какая?
- Рыжая.
- Что делает?
- Лает.
- Рыжая собака лает.
9. Раскрашивание в тетрадях звуковой схемы слова змей.
10. Знакомство с буквой Й.
Букву Й зовут И кратким,
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
11. Печатание слов.
Дети печатают в тетрадях слова: клей, мой, зайка, майка, май, музей. Под словами рисуют звуковую и слоговую схемы.
12. Итог занятия.
- Какой звук мы с вами сегодня изучали? Какова его характеристика?
|