Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему:
« Звуки [Л], [Л,]» Перелётные и зимующие птицы.
Цель: дифференциация звуков [Л], [Л,] и знакомство с буквой Л.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- дать детям понятие о механизме образования звуков [Л], [Л,];
- продолжать учить определять позицию звука в словах;
- закрепить понятия перелётные и зимующие птицы;
коррекционно-развивающие:
- закрепить навык произношения звуков [Л], [Л,] в слогах, словах, фразах;
- развивать общую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- расширять словарь.
Оборудование: предметные картинки с перелётными и зимующими птицами, в названии которых присутствуют звуки [Л], [Л,], наборы с буквами и цветными квадратами, схемы слова, схемы предложения, карандаши (красный, синий, зелёный, простой), тетради, шарики Су-Джок.
Ход занятия
1. Объявление темы.
Ребята, скажите, как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как — те, которые остаются на зиму?
Сегодня мы с вами поговорим о птицах и определим какие звуки находятся в названии этих птиц.
Но сначала давайте мы с вами расскажем сказку о язычке.
2. Развитие артикуляционной моторики. «Сказка о язычке».
Жил-был язычок (дети показывают язычок)
Однажды он проснулся, почистил зубки (сначала верхние, потом нижние).
Затем он решил испечь на завтрак блинчики (упражнение "Накажем непослушный язычок": "Пя-пя-пя" - губами, "та-та-та" - зубами).
Приготовил он тесто и испёк блинчики. Покажите, какие блинчики у вас получились. Молодцы!
Затем он решил погулять и отправился в парк кататься на качелях (упражнение "Качели").
Потом сел на лошадку и поехал домой (упражнение "Лошадка").
3. Повторение пройденного.
Логопед задает вопрос:
- Ребята, в прошлый раз мы с вами знакомились со звуком [Л]. Скажите, что у нас делают язычок, губы при произнесении этого звука? (губы в улыбке, широкий язычок зажимаем между верхними и нижними зубами)
- А какой это звук? (согласный, звонкий, твёрдый)
- Молодцы!
4. Знакомство со звуком [Л,]. Артикуляция звука.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Л,]. Дети совместно с логопедом анализируют произношение звука. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты. Кончик языка упирается в верхние зубы, а спинка языка поднимается к твердому небу. Сильная воздушная струя разрывает эту преграду. Голос работает.
5. Характеристика звука [Л,]
Дети самостоятельно определяют, что звук [Л,] – согласный (так как его нельзя петь, тянуть, и во рту есть преграда), звонкий (подносят тыльную сторону ладони к горлу). Логопед объясняет детям, что звук [Л,] мягкий. На звуковой схеме звук [Л,] обозначаем зеленым цветом.
6. Дидактическая игра «Светофор».
Дети поднимают зеленую карточку, услышав слово со звуком [Л,] и синюю карточку, услышав слово со звуком [Л]:
малина, кулич, колодец, молоко, кролик, пила, умывальник, лопата, Лиза,
зола, метла, самолет, угол, лютик, калина, балалайка, малёк, полиция.
7. Работа со схемами слова и предметными картинками.
- на прошлой неделе мы с вами знакомились с перелётными птицами. Какие птицы называются перелётными? (это те птицы, которые не находят себе поздней осенью и зимой корм и улетают в тёплые края, где много корма). А как называют птиц, которые не улетают в тёплые края? (зимующие).
Логопед показывает предметную картинку, дети называют птицу и определяют местонахождение звуков [Л], [Л,] в начале, конце, середине слова. (Ласточка, лебедь, цапля, перепел, соловей).
8. Физкультминутка.
Игра: «Улетают—не улетают». Когда дети слышат название перелетной птицы — машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы, они обнимают себя руками (согревают).
9. Игра с шариками Су-Джок.
10. Раскрашивание в тетрадях звуковой схемы слова летит.
11. Знакомство с буквой Л.
12. Печатание слов.
Дети печатают в тетрадях слова: клоун, малина. Под словами рисуют звуковую и слоговую схемы.
13. Итог занятия.
- Какие звуки мы с вами сегодня изучали? Чем они похожи? Чем отличаются?
|