Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 27

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт учителя-логопеда Гилёвой Марии Александровны


Четверг, 25.04.2024, 22:15
Артикуляционная гимнастика

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

 
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делатьть 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
 
 
Упражнения для губ.
 
1. «Заборчик» Удерживание губ в улыбке на счет до пяти-десяти, передние верхние и нижние зубы обнажены.
 2. «Трубочка» Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Следить, чтобы при вытягивании губ не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. Удерживать губы в таком положении под счет до пяти-десяти.
 3. Чередование «Заборчик» - «Трубочка»
 
 
Упражнения для постановки шипящих звуков.
 
 1. «Наказать непослушный язычок». Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Краткое описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносить звуки пя-пя-пя… удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до пяти-десяти. Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
 2. «Щеточка или почистим зубки». Цель: научит детей удерживать кончик языка за верхними зубами. Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы, делая движения языком из стороны в сторону. Методические указания: губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по нижнему краю зубов.
 3. «Маляр». Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Краткое описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Методические указания: губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
4. «Лошадка». Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания: упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, не чмокал.
5. «Грибок». Цель: выработать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а подъязычная связка – его ножку). Методические рекомендации: следить, чтобы губы были в положении улыбки. Края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
6. «Гармошка». Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается и подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические рекомендации: следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Открывать и закрывать рот, удерживая его в таком положении под счет до 3-10. Следить, чтобы при открывании рта не провисла одна из сторон языка.
7. «Вкусное варенье». Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Краткое описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «наказать непослушный язычок».
8. «Чашечка». Цель: научиться удерживать язык в форме «чашечки», укреплять мускулатуру языка. Описание: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме «чашечки». Методические рекомендации: если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «наказать непослушный язычок», распластать язычок на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
9. «Парашют». Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Методические рекомендации: следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
 
 
Упражнения для постановки звука "Р".
 
Те же, что и для шипящих, и упражнение "Барабан".
«Барабан» Цель: отработать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). Описание: улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, к альвеолам; звонко, отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Методические рекомендации: 1. Открыть рот, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Звук «д» носит характер четкого удара, не «хлопает». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).
 
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Время

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz