Артикуляционная гимнастика
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делатьть 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
Упражнения для губ.
1. «Заборчик» Удерживание губ в улыбке на счет до пяти-десяти, передние верхние и нижние зубы обнажены.
2. «Трубочка» Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Следить, чтобы при вытягивании губ не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. Удерживать губы в таком положении под счет до пяти-десяти.
3. Чередование «Заборчик» - «Трубочка»
Упражнения для постановки шипящих звуков.
1. «Наказать непослушный язычок». Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Краткое описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносить звуки пя-пя-пя… удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до пяти-десяти. Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
2. «Щеточка или почистим зубки». Цель: научит детей удерживать кончик языка за верхними зубами. Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы, делая движения языком из стороны в сторону. Методические указания: губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по нижнему краю зубов.
3. «Маляр». Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Краткое описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Методические указания: губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
4. «Лошадка». Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания: упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, не чмокал.
5. «Грибок». Цель: выработать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а подъязычная связка – его ножку). Методические рекомендации: следить, чтобы губы были в положении улыбки. Края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
6. «Гармошка». Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается и подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические рекомендации: следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Открывать и закрывать рот, удерживая его в таком положении под счет до 3-10. Следить, чтобы при открывании рта не провисла одна из сторон языка.
7. «Вкусное варенье». Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Краткое описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «наказать непослушный язычок».
8. «Чашечка». Цель: научиться удерживать язык в форме «чашечки», укреплять мускулатуру языка. Описание: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме «чашечки». Методические рекомендации: если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «наказать непослушный язычок», распластать язычок на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
9. «Парашют». Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Методические рекомендации: следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
Упражнения для постановки звука "Р".
Те же, что и для шипящих, и упражнение "Барабан".
«Барабан» Цель: отработать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). Описание: улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, к альвеолам; звонко, отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Методические рекомендации: 1. Открыть рот, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Звук «д» носит характер четкого удара, не «хлопает». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).
|