Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 27

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт учителя-логопеда Гилёвой Марии Александровны


Пятница, 26.04.2024, 03:17

Проект "Расскажи".

В логопедической группе детского сада №22 ежегодно проходит коррекционная работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Эта работа включает в себя коррекцию всех нарушений речи:

- коррекцию звукопроизношения;

- формирование и развитие фонематических представлений;

- развитие лексико-грамматических представлений;

- развитие связной речи.

Именно на развитие связной речи направлен проект "Расскажи". Он включает в себя такие приёмы развития связной речи как:

- рассказывание по картине (серии картин);

- рассказывание из опыта;

- творческое рассказывание.

Цель проекта: развитие связной речи у детей с ТНР.

Задачи:

- учить детей рассказывать по картине (серии картин);

- учить формулировать свои мысли;

- развивать умение отвечать на вопросы слушателей по теме;

- прививать навыки монологической речи;

- учить словотворчеству (загадывание загадок).

Вид и сроки реализации проекта:

Информационно-творческий, долгосрочный (в течение 2018-2019 учебного года с октября по июнь).

В проекте участвовали дети логопедической группы, родители, учитель-логопед, воспитатели логопедической группы.

В рамках проекта были проведены:

- консультации родителей;

- игры на развитие связной речи;

- выступления детей с рассказами перед сверстниками.

Были предложены 3 варианта заданий:

1. "Загадай загадку".

1. Этап.

- Работа выполняется на двух листах А4.

- На первом листе печатается загадка, придуманная совместно родителями и ребёнком (например: "Бурый, косолапый, неуклюжий. Кто это?")

- На втором листе рисуется или печатается отгадка (например, медведь).

 

2. Этап.

Ребёнок на занятии загадывает загадку детям.

 

2. "Расскажи"

1 Этап.

- Выбирается любая тема, интересная ребёнку (животные, растения, машины, любые другие предметы).

- На ватмане формата А2 или на отдельных листах А4 рисуются или печатаются картинки по выбранной

теме. Можно с подписями или без них.

- Родители совместно с ребёнком при помощи логопеда составляют рассказ по теме с опорой на

картинки.

 

2 Этап.

Ребёнок на занятии выступает с рассказом перед детьми.

 

3. "Кто я? Что я?"

1 Этап.

- Выбирается любой предмет: живой или неживой (например: животное, растение, человек или

неодушевлённый предмет).

- Родители совместно с ребёнком при помощи логопеда составляют рассказ от первого лица

(например: "Я - маленький чёрный котёнок. Зовут меня... Я пушистый, добрый... Я люблю...

  • не люблю... Я умею... Я мечтаю... и т.д.")

 

2 Этап.

Ребёнок на занятии выступает перед детьми.

 

В результате проекта дети научились строить высказывания, не бояться выступать перед сверстниками, узнали много нового и интересного от своих товарищей. Качество связной речи у детей значительно возросло.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связная речь.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев).

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Таким образом, развитие связной речи является важным аспектом при коррекции речевых нарушений.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

 

 

 

 


s

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Время

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz