Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Королев
«Детский сад № 22 «Колокольчик»
Открытое занятие:
«Подводное царство»
Учитель-логопед:
Гилёва М.А.
Задачи:
- уточнять и обобщать знания детей о подводном мире;
- закреплять в речи названия морских обитателей, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;
- Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Подводный мир»;
- совершенствовать навыки словообразования;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.
- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;
- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: скамейки для «подводной лодки»; изображения кита, дельфина, акулы, морской рыбы, краба и других морских обитателей; голубое полотно с изображением моря, пальма, жёлтая ткань, зелёные ленты (водоросли); маски акулы и морских обитателей; массажный мячик.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом.
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Дети берутся за руки и пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог низко, одновременно подняв руки вверх, а второй высоко – опуская руки вниз.
1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА.
Логопед: Скажите, ребята, кто-то из вас был на море? Что такое море?
(Море – это огромный водоём). Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие. На наших занятиях мы с вами еще никогда не видели подводный мир и его обитателей. И сейчас предлагаем вам отправиться в увлекательное подводное путешествие. Хотите отправиться в удивительное подводное царство?
- Ну вот, мы и вышли к морю. Слышите? Это голос моря. (Звучит фонограмма «Море» из аудиопособия «Театральные шумы»). Давайте подышим прохладным морским воздухом.
- Дыхательное упражнение «Морской воздух» (плечи поднять, руки
развести в стороны – вдох, опустить вниз – выдох).
Путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке.
2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
- Приглашаю вас занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ на модель кита). Кто же это? (Синий кит).
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
- «Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.
- «Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.
- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина). Да это же ...(дельфин).
- «Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).
- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем как выныривают дельфины и киты.
- «Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.
Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».
Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.
3. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ.
Ребята, приборы показывают, что мы проплываем рядом с островом. Давайте здесь сделаем остановку. Лодка всплывает на поверхность воды. Выходим на берег острова. Что вы заметили интересного на этом острове? (Дети отвечают, что увидели пальму и кота на ней). Давайте споём для кота песенку.
Игра «Море – суша».
Море Волнообразные движения руками.
А на море – суша Руки кольцом перед собой.
А на суше пальма Кисти прижаты основаниями, пальцы растопырены.
А на пальме кот Показ «ушек кота».
Он сидит Ручки полочкой.
И видит… Показ «бинокля».
Далее игра повторяется в убыстренном темпе.
Логопед: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? (Солнечные лучи сюда пробираются с трудом).
- Ой, кто же это плывёт? (Показ на модель акулы). Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).
- Чем питается акула? (рыбами, морскими животными). Акулы могут напасть на человека? (да). Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается.
- Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (Нет. У человека нет жабр). Как же можно путешествовать по морскому дну? (Надеть акваланги, водолазные костюмы). Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво. Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. - Ой, я что-то заметила среди них. (Показ модели рыбы). Кто это? (Рыба).
4. ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.
Логопед: Давайте поиграем с рыбкой. Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.
Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.
- голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост).
- жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).
Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости).
- чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).
Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).
Игра «Без чего не бывает рыбы?».
- Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы? Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта…)».
- Молодцы, отпустим рыбку плавать. Ребята, кто же это катится по морскому дну? (Показ массажного мячика). Да это же морской ёж. Как можно назвать ёжика ласково? (ёжик, ёжичек…). Поиграем с ёжиком?
Игра «Назови ласково» (с массажным мячиком).
Логопед, называя слово, бросает ребёнку массажный мячик. Ребёнок, возвращая мячик, называет это слово ласково.
Медуза – медузочка, медузонька . Рыба – рыбка, рыбонька….
- – черепашка. Акула – акулочка.
Дельфин – дельфинчик. Осьминог – осьминожек.
- – плавничок. Хвост – хвостик…
- – песочек. Камень – камешек.
- Ребята, нам пора возвращаться к подводной лодке. Идём к тому месту, где оставили лодку, садимся на свои места. Мы начинаем подниматься на поверхность. Ребята, я снова заметила нашего знакомого дельфина. А что вы знаете про дельфинов? (Дети отвечают).
Игра малой подвижности (пальчиковая гимнастика). Логопед: Нам пора возвращаться на берег моря. Идём к подводной лодке и занимаем свои места. Лодка всплывает. Скажите, вам понравилось подводное царство? Что вы узнали нового? Чему научились? (Дети отвечают). Мы приближаемся к берегу.
- Вот и выбрались мы на берег моря, под нашими ногами жёлтый песочек. Посмотрите, ребята, перед нами пальма. Кто же сидит под ней? (Краб). Давайте споём про краба песенку.
Ветер дует, задувает, Движение руками влево-вправо.
пальму в стороны качает – 2 р. Кисти прижаты друг к другу основаниями и
раскачиваются, пальцы растопырены (крона).
А под пальмой краб сидит Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни)
и клешнями шевелит – 2 р. и шевелят ими.
Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами, разведены в
стороны. Дети "машут" ими в воздухе.
- за рыбками ныряет. Ладон сомкнуты, чуть округлены и выполняют
волнообразные движения.
А под пальмой…
Под водой на глубине Руки опущены вниз и разведены в стороны.
крокодил лежит на дне – 2 р. Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают-
закрывают рот». Поменяв руки, повторяют движения.
А под пальмой...
7. РЕЛАКСАЦИЯ.
Логопед: На берегу моря теплый желтый песок. Здесь нам приятно будет отдохнуть, полежать, позагорать.
Релаксация «Сон на берегу моря».
- ложатся на спину, закрывают глаза. Логопед под звучание спокойной музыки (аудиопособие «Колыбельные») негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. Они видят море с прозрачной водой и подводное царство, в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные. Пауза. открывают глаза, встают.
- Будем глазки открывать, просыпаться и вставать.
Итог. Оценка работы детей.
Логопед: Сегодня мы побывали в подводном царстве. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы ещё хотели отправиться в следующий раз? (дети отвечают). Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли…
В подводном царстве побывали, рыб и животных морских повстречали.
Список литературы и методических пособий:
- Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. СПб.:
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1999.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. («Аквариум» К.Сен-Санс) -аудиопособие.
- Буренина А.И. Театральные шумы. («Море») - аудиопособие.
- Железнова Е.С. Десять мышек («Краб») - аудиопособие.
- Железнова Е.С. Колыбельные - аудиопособие.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и
познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.
- Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.
- Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение:
Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: «Мозаика-Синтез», 2006.
- http:ru.wikipedia.orq (иллюстрации рыб, животных).
|